Возврат на главную

ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА 

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву. В школьные годы Татьяна Самойлова занималась балетом. Она окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и ее даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца всегда хотела стать только актрисой. В 1953 году Татьяна поступила в театральное училище имени Щукина, где училась до 1956 года. Там же она познакомилась с Василием Лановым. Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского "Мексиканец" – экранизацию рассказа Джека Лондона. Мало кто помнит этот фильм, но именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового. И хотя через несколько лет они расстались, Татьяна Евгеньевна говорит: "Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу. Мы были такие молодые и счастливые!"

Сразу после окончания учебы Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино – Веронику в великолепной картине Михаила Калатозова "Летят журавли" по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Как можно ее оправдывать! – возмущались недруги фильма. Были возмущенные и среди зрителей, но большинству фильм очень понравился. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. "Летят журавли" снимали шесть месяцев. Работали в изнуряющем графике с восьми утра до двенадцати ночи. На съемочной площадке Татьяне чувствовала себя очень плохо, требовалось постоянное присутствие врачей. На просьбу медиков снизить съемочный темп Татьяна отвечала неизменно: "Я закончу работу, чего бы мне это ни стоило!" Таков был ее характер. Она просто не могла отступить. 
Цена за упорство была высока: сразу же после окончания съемок актриса попала в больницу. Ей сделали сложнейшую операцию, с этого момента практически без уколов жить стало невозможно.

 Настоящий успех ждал картину в 1958 году на Каннском кинофестивале. Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм "Летят журавли", а просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: "Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...". Он был прав. Создатели фильма были удостоены Гран-при. "Летят журавли" стал единственным советским фильмом, получившим "Золотую пальмовую ветвь". Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри "Апельсиновое дерево".

После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года. В 1959 году Татьяне Самойловой вновь посчастливилось работать с режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, открывшим в ассиметричном лице Самойловой скрытую силу, упорство, темперамент. Специально для нее они написали роль Тани в романтической драме "Неотправленное письмо". Роль Тани в "Неотправленном письме" была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее. После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме.

Сыграв после картины "Летят журавли" лишь в нескольких фильмах, Татьяна Самойлова с 1964 года и вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, но, сложа руки, не сидела – работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями.
Второй "звездный час" Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-ой мировой экранизации романа Льва Толстого. Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих, Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг – Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признается сама актриса: "Это у меня от мамы – польской еврейки..."). После "Анны Карениной" об актрисе вновь заговорили. Французская газета "Уик-энд" писала: "После перерыва Т.Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина".

А вот цитата из финской газеты "Кансан Уутисет": "Можно спорить о том, насколько созданный актрисой образ отвечает той Анне, которая была дочерью великого Пушкина – Марией Гартунг, портрет которой послужил писателю образцом Анны. Во всяком случае, созданная Самойловой героиня на многие годы останется Карениной экрана".

Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах. С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов – пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм "Трагическая пауза, или Татьянин день"

В 1999 году после долгого перерыва Татьяна Самойлова вновь появились на экране в картине Александра Атанесяна "Двадцать четыре". Актриса рассказывает, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения: "Я оценила стремление Атанесяна к новым формам. Между прочим, я впервые снималась в боевике, мне нравилась нацеленность режиссера и актеров на игру динамичную, острую, энергичную. Эта картина не похожа на те бессмысленные боевики, которые потоком идут на телевидении".

В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах "Московской саги" и "Сен-Жермен". После этих фильмов актриса сказала в интервью: "…чувствую себя, как будто после долгой спячки, просыпаюсь, оживаю"...

Дмитрий – сын Татьяны Евгеньевны от брака с театральным администратором Эдуардом Мошковичем уехал с семьей в Америку. Несмотря на то, что у Дмитрия прекрасные внешние данные, он музыкален, играет на разных инструментах, актерской профессии он предпочел медицину. "Митя никогда не стремился в актерскую профессию, хотя и вырос в доме деда", – признается Татьяна Евгеньевна.

До сих пор тайной покрыто пребывание актрисы в больнице в октябре 2007 года. Версия первая: у Самойловой был приступ астмы. Версия вторая: Татьяна Евгеньевна приняла большую дозу психотропных препаратов. После отъезда единственного сына в США знаменитую актрису доставили в одну из московских клиник в тяжелом состоянии, где она провела менее двух суток. Самойлова отказалась объяснить медикам причину своего поступка. Убедившись, что ее жизни больше ничто не угрожает, врачи отпустили Татьяну Евгеньевну домой.

Уже много лет в своей трехкомнатной московской квартире актриса живет в полном одиночестве. Живет Татьяна Самойлова в Москве одна. Одиночество, болезни и материальные трудности переносит стойко и надеется, что будет еще работа и она «кому-нибудь пригодится».  Ее единственный сын, 38-летний Дмитрий, живет в США и почти не навещает мать. После многолетнего отсутствия Дмитрий приехал в Россию и пробыл у мамы семь дней. В день его отъезда женщина и решилась на страшный поступок — разлука с близким человеком стала последней каплей. Татьяна Евгеньевна приняла большую дозу психотропных препаратов, а когда лекарство начало действовать и пожилая женщина почувствовала себя плохо, сама вызвала скорую помощь. Что случилось в тот злополучный день, так и остается тайной.

 

http://www.rusactors.ru

http://www.newizv.ru
Возврат на главную