Возврат на главную

ЛИОЗНОВА
ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

 
Родилась 20 июля 1924 года в Москве, в семье Моисея (Михаила) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. После школы поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там всего один семестр и решила посвятить себя другой профессии.
В 1949 году окончила режиссёрский факультет ВГИКА мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). После окончания ВГИКа некоторое время работала ассистентом режиссёра на съёмках фильмов своего учителя.
Дебютировала в 1958 году, поставив фильм "Память сердца" по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось её устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.

Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой "Им покоряется небо" (1963), посвящённой лётчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма "Евдокия" (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссёр оказалась точна в выборе, в частности Л. И. Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой. Лирическая нота усиливается в фильме "Три тополя на Плющихе" (1967). Внешне незатейливая история знакомства шофёра московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально "спета" Т.В. Дорониной и О.Н. Ефремовым.

В 1973 году Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом "Семнадцать мгновений весны", ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины роман Юлиана Семёнова, в версии режиссёра обрёл мифологическое звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. "Семнадцать мгновений весны" были отмечены серьёзными актёрскими работами В.В. Тихонова, Р.Я. Плятта, Л.С. Броневого, О.П. Табакова, Е.А. Евстигнеева, Л.К. Дурова.
Затем Т.М. Лиознова снимает телефильм "Мы, нижеподписавшиеся" (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссёр опять обратилась к женской судьбе с её прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина "Карнавал" (1981) с И.В. Муравьёвой в главной роли.


Она была непростым человеком, позвать её на эфир было мукой – у неё были обиды на советскую власть из-за "17 мгновений"
» - "правительственные идиоты" обошли Госпремией за фильм. Других наградили, а её нет. Она как-то особо была потрясена этой несправедливостью, почти физически – и действительно, создан шедевр, его показывают, пустеют улицы. А её решающая роль в создании шедевра была как бы отброшена. Ей не Госпремия была нужна, а простое человеческое уважение. И она, в отношении этого фильма, странно замкнулась – ей скажешь комплимент - даже не улыбнётся. Вообще, как будто у неё счёты были какие-то с этим фильмом – так казалось. А ведь она сделала невозможное – "17 мгновений" показали, что в советском кино можно держать паузу. Три минуты держать, пять минут.
Замужем режиссер не была, своих детей не имела. В начале 60-х годов удочерила дочь друга, популярного летчика Василия Калашенко, Людмилу. Людмила была с матерью до последнего дня. Бог любил Татьяну Лиознову, потому что подарил ей долгую жизнь – прожить почти 88 лет – не шутка. Конечно, она к старости болела, однако, лучше болеть, но жить… 

Татьяна Михайловна Лиознова скончалась вечером 29 сентября 2011 года в Москве. Урна с прахом захоронена на Донском кладбище Москвы рядом с могилой матери.

Театральные работы 

1952 — "Седая девушка", по пьесе Хэ Цзин-чжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр Вахтангова.

 Режиссер

1958 – "Память сердца"
1961 – "Евдокия"

1963 – "Им покоряется небо"
1965 – "Рано утром"
1967 – "Три тополя на Плющихе"

1973 – "Семнадцать мгновений весны"

1981 – "Мы, нижеподписавшиеся"
1981 – "Карнавал"

1986, 1987 – "Конец света с последующим симпозиумом"


http://www.echo.msk.ru
http
://www.kino-teatr.ru

Возврат на главную