Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»

ЗВЕЗДНАЯ ПАРА

Они прожили вместе более 40 лет…Вокруг этой пары до сих пор не утихают слухи, сплетни… Что бы ни было, они были рядом все эти годы: годы счастья, годы взлетов и падений.. Хотя вполне вероятно, что подобные разговоры вели завистники "звездной" четы, которых всегда было предостаточно...

    Весной 1933 г. молодую актрису Музыкального театра Любовь Орлову пригласили на кинопробы в один из павильонов "Мосфильма". До этого ей с кинематографом не везло, да и сейчас, когда на нее напялили нелепую широченную юбку и полосатые чулки, заплели две торчащие, как рожки, дурацкие косички и, не объяснив толком, что требуется, повели в фотостудию, она поняла, что предлагаемая роль невелика и неинтересна, ей совершенно не подходит, и хотела только одного - чтобы этот маскарад скорее кончился… Но уже через минуту после пробы она знала, что готова сниматься в этом фильме в любой роли, пусть даже в эпизоде - как угодно, в чем угодно, лишь бы сниматься и чтобы это началось как можно быстрее и продолжалось как можно дольше...

    Человек, ненадолго появившийся в студии на пробах фильма "Джаз-комедия", был тогда молод, быстр, насмешлив и, надо сказать, совершенно не догадывался о том впечатлении, которое произвел на актрису. Спустя двадцать лет она сказала об этой встрече: "Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено". Автору и режиссеру первой советской музыкальной "Джаз-комедии", прогремевшей впоследствии на весь мир под названием "Веселые ребята", Григорию Васильевичу Александрову, было в ту пору 30 лет. Орловой на год больше...

    Впрочем, судьбе еще хотелось поиграть с ними в кошки-мышки, подразнить встречей-невстречей, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы поиски героини не привели Александрова в Музыкальный театр Немировича-Данченко на спектакль "Перикола", а потом и за кулисы, чтобы познакомиться с актрисой Орловой, исполнявшей главную роль. Она не напомнила ему о тех, кажется, не очень удачных кинопробах. Зачем? Конечно же, он не запомнил их первую встречу... Зато теперь рассыпался в комплиментах.

    Александров пригласил ее на вечер, где должны были состояться торжества, посвященные юбилею Л.В. Собинова. С банкета они ушли вместе. К дому в Гагаринском переулке, где жила Орлова, они подошли, когда совсем рассвело. Расстались, так и не перейдя на "ты". И не переходили уже никогда. Словно хрупкое "Вы" было защитой от хаоса, залогом будущих встреч или просто личным кодом (Они всю жизнь называли друг друга на "Вы". Он звал ее Чарли, она его – спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого они оба обожали). Эту интонацию задала она, Орлова, суеверно боясь, что сизо-сиреневая ночь их знакомства может выцвести до серовато-бурых оттенков очередного топотливого дня.

    Им было с чем сравнивать. Первые браки оставили: одной - ощущение боли по напрасно загубленному человеку, мужем Орловой был руководящий работник Андрей Каспарович Берзин, погибший в сталинских лагерях. Другому - досаду, невнятицу и сына Дугласа. С его матерью Александров расстался еще до поездки в Америку.

    В один из июльских вечеров 1933 г. она появилась дома с Александровым. Родные замерли - вместо привычной темноволосой Любочки в прихожей стояла ослепительная блондинка. И в тот же день состоялось утверждение Орловой на роль Анюты в фильме Александрова "Веселые ребята". Тогда и возник тот самый легендарный образ первой советской кинозвезды с мировой известностью!

    У них было любимое место на земле - дача во Внуково. Там они и жили практически всегда, когда не требовалось постоянного присутствия в Москве, на Бронной. А в особый весенний день они оставались вдвоем, отменяя все дела независимо от их важности. Был ли это день их знакомства или еще что-либо более личное?.. Известно только, что если в этот день Григорий Васильевич был вне Внукова, то в каминной комнате на даче задергивались шторы, на столе стоял бокал красного вина - неизменный "Филипп Моррис" - и телефонный аппарат. Любовь Петровна ждала его звонка... В доме все было сделано руками Орловой, ткани, и мебель она привозила из-за границы… Она была удивительной хозяйкой. Ее дом славился феноменальной чистотой и порядком. Замечательно готовила… И еще она прекрасно шила сама. Она всегда выглядела элегантно, хотя подчас ей это стоило изрядного напряжения сил.

    "Я храню каждую Гришину записочку, - как-то призналась она, - даже такие: "Буду в шесть" или "Заеду после восьми". А потом погрозила пальцем в сторону кабинета мужа: "А он, наверное, нет!" В этих записках они тоже оставались на "вы", даже если речь шла о каких-то банальностях.

    Невероятная занятость Александрова - действительная и по инерции перешедшая позднее в разряд приятной легенды - старательно поддерживалась Орловой. Гриша был гений, а гений не должен ничего делать дома, только снимать свои гениальные фильмы и любить ее - Любочку. Правда, фильмов в 70-е годы Александров уже не снимал. Времена бодро-счастливых советских людей канули в Лету... Да и годы уже были не те, изменился имидж "босоногого комиссара". Почтенный, величественный Александров, мэтр отечественной кинематографии, с удовольствием участвовал во всевозможных симпозиумах, преподавал, писал книгу.

    Новый год они встречали всегда вдвоем. Зимний внуковский лес, негатив снега, берез и темноты окон в гостиной. Проводы Старого года... За пять минут до Нового всякий раз совершалось одно неизменное действие. Под бой курантов двое выходили из дома - из года - и шли по расчищенной тропинке вперед, до тех пор, пока не вступали в Новый год. Такая примета - только вперед, по заснеженному лесу, вперед - все 365 очередных дней. В лесу у них была особая скамья, на которой они сидели несколько минут, выпивали по бокалу шампанского и возвращались домой. Всегда вдвоем - Люба и Гриша... Звездная пара, два любящих сердца, над которыми не властно время...

    Между тем с 1951 г. Александров начинает преподавать во ВГИКе, тогда же получает звание профессора, а в 1954 г. вступает в КПСС. Вместе с женой он разъезжает по миру, всем своим видом демонстрируя торжество советской демократии. В личных друзьях кинозвезд числятся многие мировые знаменитости, в частности Чарли Чаплин. Однако в самом СССР у этой "звездной" пары практически нет настоящих друзей...

    Еще при жизни Орловой многие отмечали, что про нее никогда не ходило грязных сплетен. Ее союз с Александровым был настолько прочен и идеален, что ни одна худая молва к ним не приставала. В связи с этим можно отметить даже такой беспрецедентный нюанс в биографии актрисы: ни в одном фильме ее героини ни с кем не целуются!

    Между тем уже тогда среди киношной братии ходили разговоры о том, что великая любовь Орловой и Александрова не что иное, как легенда, которую они сами усиленно пестуют. Во всяком случае, многие из тех, кто бывал в их доме, удивлялись тому, что супруги спят на разных кроватях в разных комнатах, обращаются друг к другу исключительно на "вы".

    В последние годы жизни Орлова с Александровым терпеливо ушли в тень, не маячили на глазах у публики, напоминая о своем славном и великом прошлом. Они вели очень размеренный образ жизни, иногда выезжали за рубеж. Она по-прежнему следила за собой, посещала хирургов-пластиков, каждый день занималась у балетного станка.

    У них не было общих детей... Однажды Александрова, уже после смерти Орловой спросили, почему так получилось, он тихо ответил: "Сначала она не хотела, а потом не могла"…


Вульф, В. Серебряный шар / В. Вульф. – М.: АСТ, 2007. – 461 с.
Мастера театра и кино / сост. Б. М. Покровский; под ред. Б. М. Покровского. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 400 с.
http://www.rusactors.ru/o/orlova_l/index.shtml

Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»