Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»

УСПЕХ ОРЛОВОЙ (ФИЛЬМЫ АЛЕКСАНДРОВА)

Успех александровских музыкальных комедий с участием в них Орловой возрастал с геометрической прогрессией. 

К Орловой пришла настоящая слава...

    Встреча с молодым режиссером стала для Орловой лотерейном билетом… Поводом для знакомства Орловой и Александрова был поиск исполнительницы на главную роль в фильме "Веселые ребята". Побывав в Голливуде, Александров мечтал снять настоящую музыкальную комедию с актрисой, похожей на Марлен Дитрих. Увидев Орлову, режиссер понял, что нашел свою Анюту. В "Веселых ребятах" Анюта занимала совсем не много места. Считанные эпизоды среди разудалой эксцентрики действия. Не случайно, когда Орловой выражали сожаление, что снялась у Александрова только в пяти музыкальных фильмах, она поправляла: "Даже в четырех, потому что в "Веселых ребятах" Григорий Васильевич еще не поставил меня на место". На "место" ставился Леонид Утесов, которому была отдана центральная роль кости Потехина. Но страна ахнула от Анюты. Успех Орловой превзошел самые смелые ожидания. "Веселые ребята" имели оглушительный успех, принеся ей, никому не известной тогда исполнительнице, звание Заслуженного деятеля искусств и статус любимой актрисы "отца народов". Ею восхитился сам Сталин в 1934 г., когда посмотрел в Кремле эту комедию. И уже через две недели после премьеры комедии, в январе 1935 года, когда отмечалось 15-летие советского кино, подписывая указ о награждении высшими наградами корифеев кино С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Л. Кулешова и других, Сталин собственноручно вписал в этот блистательный ряд и Любовь Петровну Орлову, фактически дебютантку. Орлова чрезвычайно понравилась Сталину, и он лично распорядился наградить актрису-дебютантку столь высоким званием. После этого вождь пригласил Орлову на торжественный прием в Кремль. Там они и познакомились. А вот главный герой комедии Леонид Утесов, под которого делался фильм, не получил ничего, кроме фотоаппарата…

    К Орловой пришла настоящая кинослава. После триумфа "Веселых ребят" она кометой ворвалась в тогдашний советский кинематограф... Уже в конце 30-х годов Орлова вознеслась на вершину кинематографического Олимпа. Один за другим выходят фильмы Александрова с ее участием, и каждый из них становится шедевром. Впереди были триумф "Цирка", "Волги-Волги", "Светлого пути", "Весны", многочисленные премии и невероятная народная любовь.

    Следующим фильмом был "Цирк", основой которого явился мюзикл "Под куполом цирка" Катаева, Ильфа и Петрова. Как всем нравились ее подпрыгивающие брови и наивно распахнутые в дежурной комедийности глаза! Александров успел изучить некоторые свойства ее лица. Он оттачивал каждый жест, полуповорот, взмах ресниц. Но, правда, и Орлова со своей энергией и упорством была адекватна этому вниманию. Неизменную команду - режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача - окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда приняли "Цирк" как фильм Орловой. Сталин продолжал оставаться горячим поклонником актрисы... Однажды, во время съемок сцены чечетки ("Мэри верит в  чудеса! Мэри едет в  небеса!"), выбиваемой Орловой  на  пушке, киношники не предусмотрели, что из-за расположенных внутри орудия софитов стекло может нагреться. А  ведь актрисе, облаченной в  облегающее трико, предстояло не только танцевать на нем, но и сидеть. Когда сама Любовь Петровна почувствовала под собой раскаленное стекло, было уже поздно — съемка началась. Орлова  честно выбила чечетку, а потом с обворожительной улыбкой уселась на  обжигающую площадку и допела песню. Потом, правда, по ее собственным словам, "три дня в туалете орлом сидела". А  эпизод с  "раскаленными танцами" так и вошел в фильм.

    Приступая к съемкам каждого своего фильма, Орлова пыталась как можно глубже войти в образ персонажа. Для этого она на некоторое время буквально перевоплощалась в него. Так, перед съемками "Волги-Волги" Орлова несколько дней ходила по городу с сумкой письмоносицы и разносила по домам почту. Особенно нравился ему фильм "Волга-Волга".

    Перед съемками "Светлого пути" актриса три месяца проработала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи О. Орловой.

    По традиции тех лет, первым зрителем новой картины был Сталин. Ему вторая лента Александрова тоже понравилась, после чего имя режиссера стало для всех священным, а сам Григорий Васильевич — неприкосновенным. Теперь только вождь мог позволить шутить в его адрес: "Берегите Любовь  Петровну. Иначе — мы вас расстреляем!" Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина. Наверное, именно это и дало возможность Александрову и Орловой полностью реализоваться в те годы. И выжить... Когда вышел фильм "Волга-Волга", Сталин на даче часто устраивал его просмотры, на которые приглашались самые избранные. Но Любови Петровны среди них не было. Как-то так повелось, что она изначально не стала посещать кремлевские и неофициальные приемы, а потом это уже было обыкновенно. "Орловой нет?" - "Орлова занята!"

    В 1941 г., буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: "Волга-Волга" и "Светлый путь". А затем началась война. Ее начало застало актрису и ее мужа в Риге. Оттуда они трое суток под бомбежками добирались сначала до Минска, затем до Москвы...

    В 1942 г. Орлова с гастролями посетила Тегеран, где имела оглушительный успех. Она стала первой советской актрисой, которую признали на Востоке.

    После войны карьера "звездной" пары успешно продолжилась. В 1946 г. супруги уехали в Чехословакию, где на студии "Баррандов" сняли новую комедию - "Весна". Орлова сыграла в ней сразу две роли - ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Однако съемки картины едва не закончились печально. Однажды Александров, Орлова и актер Н. Черкасов (он также играл в фильме одну из центральных ролей) возвращались на машине со съемок. Дорога была мокрой, и на одном из поворотов автомобиль выбросило в кювет. В результате Александров получил перелом ключицы, у Черкасова было поранено лицо, выбито несколько зубов. Сидевшая на заднем сиденье автомобиля Орлова практически не пострадала. Однако съемки картины пришлось остановить, так как двое участников фильма очутились в больнице. Но все обошлось. В 1947 г. "Весна" вышла не только на экраны СССР, но и за границей. В том же году фильм демонстрировался на фестивале в Венеции, где Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли (с ней эту награду тогда разделила И. Бергман). Успех сопутствовал фильму и в Марианске-Лазне в августе 1947-го, и в Локарно в июле 1948 г.

    Успешной карьере Орловой способствовало то, что к ней восторженно относился сам Сталин... 

    Героини Любови Орловой были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом. (Фильмография  актрисы).

В отличие от других тогдашних звезд советского кино (М. Ладыниной или Т. Макаровой), Орлова даже в ролях простых советских тружениц несла в себе "голливудское" начало, была кукольно красива (ее рост был 1 м 58 см, талия - 43 см) и музыкальна. Несмотря на то, что часть зрителей именно за эту чужеродность не любили Орлову, однако число горячих поклонников актрисы было значительно больше. Среди женского населения тогдашнего СССР даже появилась душевная болезнь, которую медики нарекли "синдромом Орловой". Она выражалась в маниакальном желании во всем походить на знаменитую актрису (для этого поклонницы специально высветляли себе волосы) и причислении себя к ее близким родственникам - сестрам, дочерям и т. д…

Вульф, В. Серебряный шар / В. Вульф. – М.: АСТ, 2007. – 461 .
http://www.rusactors.ru/o/orlova_l/index.shtml

Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»