Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"

ПРИЗНАНИЕ

Мстислав Ростропович уже в молодые годы проявил себя как необычайно энергичный музыкант с сильной и многогранной артистической индивидуальностью…

Во второй половине 40-х годов Ростропович дал свои первые большие концерты, помимо Москвы, в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске и других городах страны.

            Первым для Ростроповича стал конкурс, устроенный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. На этом конкурсе музыкант занял первое место и газета "Млада фронта" назвала его "сенсацией соревнования".

Вместе с ленинградским виолончелистом Д. Шафраном он участвовал в 1949 г. в конкурсе на фестивале молодежи и студентов в Будапеште. Вновь первая премия, разделенная с Д. Шафраном, который с тех пор надолго станет достойным соперником Ростроповича. Последовали гастроли в Венгрии, Польше, Чехословакии. Ростропович сразу заявил о себе как яркий исполнитель и тонкий интерпретатор современной и классической музыки.

А в 1950 г. Слава вновь оказался в Праге, уже на специальном Международном конкурсе им. Великого чешского виолончелиста Гануша Вигана, в котором участвовали виолончелисты из 12 стран мира. И вновь Ростропович разделил победу с Д. Шафраном. Его имя  стало  известным, его наперебой приглашали выступать. В 23 года добившись известности на концертной эстраде, он больше не участвовал в конкурсах. В этом не было необходимости.

Очень многие произведения известные композиторы отныне писали в расчете на то, что прозвучат они в исполнении именно этого музыканта. Вот история рождения одного из них, которая часто приводится как пример творческого сотрудничества Мстислава Ростроповича с композиторами, в данном случае — с С. Прокофьевым.
            Сергей Прокофьев еще в 30-е годы написал Первый концерт для виолончели. Будучи аспирантом Московской консерватории, Мстислав Ростропович заинтересовался этим произведением, у него возникла идея переделать концерт, придав ему более эффектную форму. Этой идеей он поделился с композитором и буквально вдохновил того заняться переработкой. Новая редакция Первого концерта появилась в 1951 г. и настолько отличалась от первоначальной, что концерт было решено назвать Вторым. Его Прокофьев посвятил Ростроповичу...
            Премьера нового сочинения состоялась 18 февраля 1952 г. Однако реакция публики была сдержанной. Прокофьев и Ростропович вновь принялись за переделку. Незадолго до смерти композитора, в 1952 году, работа была завершена, но виолончельную реда
кцию произведения Ростропович доделывал уже сам, после кончины Прокофьева. Эта окончательная редакция была названа "Симфонией-концертом".               

За концертную деятельность Ростропович был удостоен Сталинской премии СССР в 1951 г., Ленинской премии в 1964 г. А в 1966 г. музыкант получил звание народного артиста СССР. 

Тесно сотрудничал Ростропович и с Д. Шостаковичем, был первым исполнителем его обоих виолончельных концертов. Премьера Первого концерта состоялась 4 октября 1959 г. в Ленинграде, а 6 ноября Ростропович выступал с ним в США. Газета "New York Times" опубликовала об этом концерте восторженный отклик: "Ростропович играл как дьявол, а оркестр под управлением Арманди с блеском исполнил заключительную часть, написанную в стремительном темпе".

К началу 50-х годов материальное положение Ростроповича упрочилось. Концерты приносили доход, вполне достаточный для того скромного существования, к которому он привык. В семье не было страсти к дорогим вещам, нарядной одежде, изысканной еде. Как и при жизни отца, двери дома Ростроповичей были широко открыты для многочисленных гостей. На диване часто ночевали друзья, приезжие из разных городов...

 

Самин, Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2000. – 512 с. (Самые знаменитые)

Все обо всех. Т 2: научно-популярн. изд. / научн. ред. В. В. Славкин. – М.: Филолог. Об-во "СЛОВО", Компания "Ключ-С". – АСТ, 1997. – 448 с.

http://ormn.net/?p=75

Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"