Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖИЗНИ И МУЗЫКЕ

Судьба этого выдающегося музыканта типична для тех представителей советской интеллигенции, чья юность совпала с периодом войны, а зрелые годы пришлись на начало 60-х годов – время, вошедшее в историю СССР как период оттепели...

        

        27 марта 1927 г. в Баку будущий музыкант родился в семье преподавателя  Бакинской консерватории. Поэтому отец, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Вероника играла на скрипке, а Слава, чей музыкальный талант открылся очень рано, уже в 4 года подбирал на рояле по слуху довольно сложные произведения и к тому же обнаружил тягу к композиции. Музыкальное дарование мальчика становилось все более очевидным.  В первых выступлениях Слава исполнял на рояле свои маленькие пьески. К виолончели его потянуло в возрасте 8-9 лет. Подумывали о том, чтобы нанять для него учителя, но мальчик воспротивился этому. Он любил отца всем сердцем, восхищался им, подражал его манерам, мог часами слушать его игру. Отец отождествлялся для него с музыкой. Ни у кого другого Слава учиться не хотел и отец стал его первым учителем… Первые уроки Мстислав Ростропович получил от своего отца, виолончелиста, профессора Бакинской консерватории.

    Слава обучался там, где преподавал отец, и в другие учебные заведения не пошел. 

        Сначала – с 1934 по 1937 г.– он числился учеником музыкальной школы им. Гнесиных, а с 1937 по 1941 г. музыкальной школы Свердловского района г. Москвы. Незадолго до войны отец настоял, чтобы Слава, увлекающийся сочинением музыки, приступил к систематическому композиторскому образованию. Для этого выбрали музыкальное училище при Московской консерватории.

        В годы войны семья переезжает в Оренбург (Чкалов). 

        31 июля 1942 г. Леопольд Витольдович Ростропович в полном сознании, чувствуя, что умирает, сказал детям и жене о своей предсмертной воле: виолончель и рояль, как ни будет трудно… После смерти отца Мстислав стал главой семьи и заменил его на преподавательской работе (ему было15 лет). Слава начал подрабатывал как музыкант и репетитор (преподавал в местном музыкальном училище). В эвакуации им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано, он много выступал, в том числе - с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо" Чайковского. Являясь артистом концертно-эстрадного бюро, он также давал концерты в госпиталях, воинских частях, колхозах, райцентрах.

        Только после окончания войны Ростропович поступил в Московскую консерваторию, попав сразу на два факультета - композиторский и в класс виолончели, к преподавателю-виолончелисту Семену Козолупову. Ростропович показал другому преподавателю консерватории, выдающемуся композитору Дмитрию Шостаковичу партитуру своего первого фортепианного концерта, а потом виртуозно сыграл его. Шостакович предложил Мстиславу позаниматься с ним "в классе по инструментовке", но композитором Ростропович так и не стал. Сам виолончелист говорил, что Восьмая симфония Шостаковича после первой же репетиции произвела на него такое впечатление, что он перестал сочинять музыку: "С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты". В 1945 г. Ростропович получил I премию на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов, а в 1950 г. одержал победу на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. В 1945 г., после победы на всесоюзном конкурсе, студент Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Консерваторию он окончил блестяще и его имя было занесено на мраморную доску Почета.

        Окончив консерваторию в 1946 г., Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 г., после чего стал преподавателем: в течение 26 лет он преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский. Как отмечалось в прессе, многие из воспитанников Ростроповича впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира.

Самин, Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2000. – 512 с. (Самые знаменитые)

Все обо всех. Т 2: научно-популярн. изд. / научн. ред. В. В. Славкин. – М.: Филолог. Об-во "СЛОВО", Компания "Ключ-С". – АСТ, 1997. – 448 с.

http://lenta.ru/lib/14171127/

Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"