Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"

ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА...

Казалось, что судьба Ростроповича складывается вполне благополучно. Ему сопутствовал успех. Но скоро музыкант почувствовал, что его личная свобода достаточно ограничена…

        К началу 1970-х гг. Ростропович стал мировой знаменитостью. Он часто выезжал на зарубежные гастроли, получил бесчисленное количество наград. Мстислав как-то пошутил, что "если одновременно наденет ордена своей страны и всех государств, которыми награжден, то ему позавидует сам Брежнев". Выдающийся вклад народного артиста СССР Мстислава Ростроповича в мировое музыкальное искусство был отмечен высшими российскими и иностранными наградами. Он также был лауреатом многих премий и музыкальных наград

Но, несмотря на это, он оказался крайне "неудобным" у себя в стране. 

После того как в начале 70-х годов он дал приют известному писателю А. Солженицыну, отношение властей к нему резко изменилось. Для Ростроповича отношение к Солженицыну становилось отношением к жизни, в нем давно назревала ненависть к тирании и социальной несправедливости. Спасая Солженицына, он спасал себя от всего, что могло в конце концов унизить и даже убить его талант. Поддержка опального А. Солженицына привела сначала к запрету на выступления в Большом театре, затем вообще в Москве и Ленинграде. Имя музыканта исчезло с афиш, из титров телевизионных передач. Музыканта перестали выпускать на гастроли, до предела сократили его концертные выступления. Иногда бывало  так, что концерты отменялись, когда артист уже приезжал на гастроли. В подобной ситуации, он чуть было не сломался, начал пить и впал в состояние душевной депрессии. Тогда Галина Вишневская решилась на отчаянный шаг — она написала письмо Брежневу с просьбой выпустить их за границу. "Именно ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не осталось сил для борьбы, и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке… Жена в это время своей решительностью спасла меня!"

26 мая 1974 г. несколько близких учеников и друзей Ростроповича и Вишневской проводили их в аэропорт. В самом расцвете творческих сил и возможностей, они выехали из СССР. Официально они находились в зарубежной командировке сроком на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои московские места службы. Хотя официально не считались изгнанными из страны, их имена в советских средствах информации не упоминались, записи их игры и пения убирались в дальние углы архивов, а то и уничтожались. А в Америке в это же время обратили внимание на эту музыкальную семью, привлекая их к выступлениям.                         Постепенно жизнь в свободном мире становится совсем привычной, спало напряжение. Снова начали принимать  корреспондентов и давать интервью, где, высказываясь о СССР, ничего не приукрашивали и все-таки не без наивности думали, что их слово может что-то изменить на родине. Эти высказывания собирались и доводились до сведения московского начальства… 

И с ними решили расправиться. Предстоял очередной срок продления паспорта. 16 февраля 1978 г. семья подала заявление в советское посольство в Вашингтоне. С ответом долго затягивали, хотя срок паспортов истекал 25 марта. А 15 марта вечером в Париже из телевизионной передачи они узнали о лишении их советского гражданства. Многие страны протянули руку помощи гонимым музыкантам: предлагали принять их гражданство. Но они решили никакого гражданства не оформлять, взяли лишь паспорта маленького княжества Монако, потому что эти паспорта гражданства не определяли. Ростропович становится "гражданином мира".

На Западе Ростроповича встретили восторженно, здесь его творчество знали и любили. Но, несмотря на хороший прием, первое время артистам приходилось туго. Семья прочно обживалась за границей. Союз Ростроповича и Вишневской трудности укрепляли. На чужбине Мстислав Леопольдович особенно ощутил значение в его жизни такой надежной опоры: рядом была женщина, мать и умелая хозяйка, которую данная ситуация научила выдержке. Лишившись родины, Ростропович обосновался в США, где в 1977 г. был назначен руководителем Национального симфонического оркестра.

Как развивалась в это время творческая деятельность Ростроповича? Гастроли его охватывали многие страны. Он дирижировал спектаклями, в которых пела Вишневская.

 За 17 лет он "приучил" Америку любить Д. Шостаковича. Тогда же, в 1977 г., музыканта пригласили на должность артистического директора Бриттеновского фестиваля в Олдборо. Со временем Ростропович организовывает собственные фестивали во Франции, США, Англии. Их он посвящает своим любимым композиторам — Д. Шостаковичу, С. Прокофьеву, Бритгену. Один из Лондонский фестивалей, посвященный Д. Шостаковичу, длился несколько месяцев. Ростропович исполнил все его 15 симфоний с Лондонским симфоническим оркестром. Во Франкфурте по инициативе маэстро возрождается международный конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса. С 1998 г. проводится Международный конкурс по композиции "Мастерпрайз". Его цель — соединить почитателей классической музыки и современных композиторов. Ростропович организовывает мастер-классы игры на виолончели по всему миру, а с 2004 г. возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии.              

В 1987 г. Ростропович отметил свое 60-летие. В Вашингтоне на торжества собрался цвет американской интеллигенции, светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные политические деятели. В то время как СССР, его родная страна, продолжала о нем молчать, страны мира состязались в знаках внимания и восхищения. В честь своего юбилея, Ростроповичу были присвоены различные почетные степени, удостоился многими высшими наградами и званиями стран мира. 

Самин, Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2000. – 512 с. (Самые знаменитые)

Все обо всех. Т 2: научно-популярн. изд. / научн. ред. В. В. Славкин. – М.: Филолог. Об-во "СЛОВО", Компания "Ключ-С". – АСТ, 1997. – 448 с.

http://100v.com.ua/ru/Mstislav-Leopoldovich-Rostropovich-person

Возврат на главную
Возврат на "СПЕЦПРОЕКТЫ"