Вернуться на главную

Литературное объединение г. Каменска-Уральского

 

 «И только 40 процентов – про луну...»

 

По одним данным - полвека, а по другим - и более, существует в Каменске городское литературное объединение, созданное при газете «Каменский рабочий». Когда-то занятия с молодыми литературными дарованиями вел Василий Гурьевич Шендриков (в войну Василий Гурьевич был в плену, и за это многие годы после ему не разрешали работать ни в газете, ни в театре). Но затем руководителем литобъединения был утвержден один из первых литкружковцев, преподаватель Литературы Николай Яковлевич Мережников, и занятия все больше: стали выходить за рамки обычных любительских разговоров о поэзии. Стихи и прозу каменцев начали печатать не только городская и две областных газеты («Уральский рабочий» и «На смену»), но и журналы «Урал», «Уральский следопыт», «Смена», «Юность», «Молодая гвардия». Каменские имена появились и в первом коллективном сборнике Средне-Уральского книжного издательства «Начало» (1974 г.).

«Каменскому рабочему» обязаны своими первыми публикация­ми Владимир Потоцкий, Виктор Белоусов, Нина Буйносова, Алексей Сиголаев, Владимир Андреев, Алексей Ярушников, Николай Голден, Юрий Каплунов, Юрий Томилов, - писал в своих воспоминаниях Н.Я. Мережников. - Думаю, что у моих товарищей по литобъединению навсегда останутся в памяти дни нашего творческого общения, и они со временем будут вспоминать их, как я вспоминаю те уроки и наставления, на которые щедры были мои старшие товарищи тех лет - А. Кузовников, Г. Казаков, Д. Лившиц».

А вспоминать литобъединенцам действительно есть что. Споры и разговоры о поэзии зачастую не заканчивались в красном уголке редакции, где любители литературы собирались после летних каникул на первое занятие, а продолжались где-нибудь в ближайшем лесочке, под желтыми сентябрьскими березами. Или - на опушке молодого соснячка, где с полными корзинами грибов ожидали электричку на Каменск. Или - далеко за городом, куда уезжали весной пить бере­зовый сок. Или - в тесной квартирке замечательного поэта Алеши Сиголаева, где все дружно пели под гитару любимые песни Окуджавы и Рубцова...

А еще нередко отправлялись поэты всем составом в рабочее обще­житие, в техническое училище, в школы, в Дом старшеклассников или во дворец культуры на очередную встречу с читателями. И там, как на оселке, на мнениях коллег и любителей поэзии литобъединенцы оттачивали зачастую только написанные строки.

Подборки стихов и прозы раз в месяц публиковала городская газе­та. Но и тут не обходилось без идеологической «подкладки». «Чтобы в подборке было 60 процентов - про работу, и только 40 процентов про луну и про любовь», - требовал тогдашний редактор газеты. Однажды он никак не хотел пропускать в печать замечательное стихотворение Виталия Коновалова «Картина»:

В яром гике, в полете погони,

Над растоптанной тишиной,

Как шальные, проносятся конники,

Перемазанные зарей.

А за ними бежит дорога,

Не остывшая от копыт.

Эй, давай, поднажми немного!

Сабля - наголо и горит.

Сабли песню лихую грянут,

Грянут сабли на голоса.

По траве, по степи охряной,

Порассыплются волоса.

Плачем плачут копыта синие

По холодной, рябой земле.

.. .Это было когда-то в жизни

И воскресло на полотне.

«Что это за выражение - «перемазанные зарей»? - Сурово вопро­шал редактор. - Заря не должна мазать! И дорога не может нагреться от копыт, следовательно, и не может быть «не остывшей»? А «плачущие» копыта - это вообще черт знает что!»

Тогда поэтам обидно и непонятно было слышать такое. Но сегодня-то мы понимаем: конечно же, не виноват чело­век в том, что не дано ему было чувство Слова; что поставила его партия не на то место; что вот так, «каменно» - осо­знавал коммунист свой долг перед ней: нет и не должно быть в печатной фразе ничего непонятного! Никакого второго или третьего смысла! Никакого подтек­ста! Не должны копыта плакать - и все тут! Такое это было время.

Впрочем, время же и расставит позднее все на свои места. Николай Яков­левич Мережников станет заведовать от­делом поэзии журнала «Урал», выпустит больше десятка поэтических сборников и, уже живя в Свердловске, долго будет мотаться между областным городом и Каменском, где вел литобъединение в  общей сложности четверть века.

Опубликуют свои сборники поэзии и прозы и станут членами Союза писателей четверо тогдашних литобъединенцев. Николая Голдена («Вертушка», «Творцы крылатого металла», «Стержни», «УАЗ и уазовцы», «Уазовские перекуры», «УАЗ - фронту») примут раньше, когда еще был Союз писателей СССР. Юрий Каплунов («Золотое новогодье», «Послевоенная музыка», «Летосчисление»), Евгения Кузеванова («Мир мой деревенский») и автор этих строк («Трава живая», «Последний гривенник», «Студеный день») станут членами Союза писателей позже, в 2002 г., когда он уже будет называться Союзом писателей России.

С 1992 года город получит возможность «процеживать» таланты через «сито» ежегодного Рождественского поэтического конкурса, а затем - и областного и Всероссийского совещания молодых писате­лей, что прошли в литературном Каменске-Уральском в 2002 и 2007 годах. И тогда - небывалое дело - Союз писателей России вырастет за счет каменских поэтов еще на восемь членов. В него будут приняты не по годам мудрая и талантливая Татьяна Федорова («Ледоломка»); прячущий внутреннюю глубину Владислав Устюгов («Плацкартный вагон»); эпатажный Михаил Четыркин («Осенние люди»); неожиданная, необычная Наталия Санникова («Интермеццо»); вернувшийся из Чеч­ни, но живущий ею Александр Шалобаев («Нелады»); удивительный и удивляющий всех Иван Паздников («Живу», «Мимикрия»); открытый и искренний Сергей Симонов («Линия жизни»); ищущие новые пути в поэзии Андрей Торопов («На нашей стороне») и Ксения Шалобаева («О чем плачут ангелы»)...

На книжных полках каменцев появится отмеченный писателями области за высокий поэтический и гражданский уровень сборник «Вечный огонь». Поэты одного города о войне», в котором собрана вся поэзия города, посвященная этой теме.

Выйдет посмертный сборник стихов безвременно ушедшего Юрия Томилова («Родня»). Выпустит два поэтических сборника талантливый и скромный Михаил Минин («Времена» и «Пора созревания звезд»).

Так что вовсе не случайно город металлургов Каменск-Уральский в самых серьезных литературных изданиях называют теперь каменской поэтической аномалией.

Буйносова Н.И.

 

DSC05853.JPGБолее 30 лет руководит объединением известный каменский поэт – Юрий Михайлович Каплунов. Заседания городского литературного объединения проводятся в Социально-культурном центре. Встречи проходят каждое 2-е и 4-е воскресенье месяца.

 

 

Библиография:

 

Шендриков, В. Встреча с поэзией / В. Шендриков // Каменский рабочий. – 1973. – 13 апр. (№ 72). – С. 3

 

Каплунов, Юрий Михайлович. Поэтический презент юбиляру: беседа с руководителем литобъединения г. Каменска-Уральского Ю. М. Каплуновым / записала С. Шварева / Ю. М. Каплунов, С. А. Шварева // Каменский рабочий. – 1991. – 2 февр. (№ 23). – С. 2, 3

 

Давыдова, С. Летопись ведет газета : [сотрудник Каменск-Уральского краеведческого музея Г. Игнатьева выполнила работу  по истории городского литобъединения] / С. Давыдова // Каменский рабочий. – 1997. – 29 окт. (№ 212). – С. 1

 

Каплунов, Юрий Михайлович. Юрий Каплунов: «Надеюсь, Каменск утвердится на литературной карте страны»: беседа с руководителем литобъединения г. Каменска-Уральского Ю. М. Каплуновым / записал Павел Алексеев /Ю. М. Каплунов, П. Алексеев // Новый компас. – 2002. – 23 авг. (№ 68). – С. 7 : фот.

 

Каплунов, Юрий Михайлович. Все то, о чем мы так долго мечтали : беседа с руководителем литературного объединения г. Каменска-Уральского Ю. М. Каплуновым : [деятельность литературного объединения г. Каменска-Уральского, планы дальнейшего развития. Вступление пятерых жителей Каменска в Союз писателей России в конце 2002 года. Книгоиздание местных авторов] / записал Павел Алексеев / Ю. М. Каплунов, П. Алексеев // Новый компас. – 2003. – 3 янв. (№ 1-2). – С. 11 : фот.

 

Буйносова, Нина Ивановна  «И только 40 процентов – про луну...» // Нина Буйносова. На сибирской стороне Камени. Три века Каменска-Уральского. – Каменск-Уральский, МАУК «СКЦ», 2011. – С. 371 – 376.

 

Вернуться на главную