Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»

 
«ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА И ЕГО ТЕТУШКА»

Особое место занимает в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 
повесть "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"...

           Не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.

         Повесть стоит как бы особняком в "Вечерах", выделяясь из всех других повестей этого цикла и своим содержанием, и манерой письма. Красочный мир романтической сказки, опоэтизированный Гоголем раньше, теперь уступил место иной сфере и совершенно другим человеческим судьбам. 
            Тем не менее повесть о Шпоньке не выламывается  из цикла "Вечеров". Она открывается вступлением  от рассказчика, которых  два: Степан Иванович Курочка, рассказавший и  записавший эту историю, и безымянный старик, "ведущий" сюжет.  
          В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей "Вечеров" своим сатирическим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.    

         В повести о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное и жалкое существование ничтожного и никчемного дворянина-небокоптителя, затхлый и кислый мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть сколько-нибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое существование в качестве хотя и мелкого, но, "душевладельца".

       Образ Ивана Федоровича Шпоньки открывает галерею гоголевских дворян-"существователей". Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и осудил пошлость пошлого человека — как определил позднее отличительную тему его творчества Пушкин.    

           Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, будничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические черты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встает перед читателем праздная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый писателю, мир изобилия природных благ и в то же время полного духовного оскудения, мелочности интересов их владельцев.

    
       Рисуя правд
ивые картины быта помещиков, их якобы безмятежного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом помещичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыстолюбие, нечестные проделки и плутни.

    http://www.vsekratko.ru/sochinenie/gogol/vechera_na_khutore_bliz_dikanki/     

Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»