История Российского кино: начало XXв.

 

Рождение российского «Великого Немого» (1898-1917)

 

В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная. В 10-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам. Ко второй половине 10-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов

 

В погоне за Красным «Октябрем» (1918-1930)

 

Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А. Пантелеевым, вышел не таким уж и художественным. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 20-х. Это знаменитые фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино – и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников – Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).

 

В звуковых сетях «соцреализма» (1931-1940)

 

Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д. Вертов, Л. Кулешов, В. Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Фаворитами 30-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство: братья Васильевы («Чапаев»), Михаил РоммЛенин в Октябре», «Ленин в 18-м году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»). Кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С. Эйзенштейна Григорий АлександровВеселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 30-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.

 

«Сороковые, роковые…» (1941-1949)

 

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. Появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Они защищали Родину», «Зоя» и др.). Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина») Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонения рабоче-колхозной паствы. К образцово-показательным сюжетам, например, эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), или историко-биографические повести о не замеченных в «оппортунизме» ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков»), деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»), подключились лучшие киносилы (М. Ромм, В. Пудовкин и др.). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана ПырьеваКубанские казаки»).

 

Список литературы

 

1.    Киномания: Энциклопедия российского киноискусства: [CD-ROM]. – М. : КОМИНФО, 1997.

2.    Кириллова, Н. Б.       Кинометаморфозы: Заметки, интервью, портреты, рецензии, статьи / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург: Банк культ. информации, 2002. - 320 с. : ил. - (Время. Портреты. Судьбы).

3.    Митта, А.Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... [Текст] / А.Н. Митта. – М.: Подкова, 2000. - 480 с.: ил.

4.    Мусский, И.А. Сто великих отечественных кинофильмов [Текст] / И.А. Мусский. - М. : Вече, 2006. - 480 с. : ил. - (100 великих).

5.    Первый век кино / под общ. ред. С. Хубларова; худож. Н. Пескова  - М.: Локид, 1996. - 711 с. : ил.

6.    Рыбин, А.В.  Кино с самого начала [Текст] / А.В. Рыбин ; худож. Д. Бурусов. - Смоленск : ТОК, 1992. - 189 с.

7.    "Культурология" / А.В. Трепакова. - М.: Книжный Дом, 2007. - 112 с. : ил.