История Российского кино: вторая половина XX века

 

От «малокартинья» - к «кинооттепели» (1950-1968)

 

Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. Наиболее заметной фигурой тех лет, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Однако и кинематографисты старшего поколения не спешили уйти с ковра. «Летят журавли» - подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского - заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Михаил Ромм поставил свои лучшие фильмы – «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм».

Отказ от парадной помпезности в пользу проблем «простого человека» особенно ярко виден в скромных мелодрамах Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (совместно в Ф. Миронером) и «Два Федора». Самой знаменитой жертвой цензурных холодов стал легендарный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966). Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только «артхаусным» фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида ГайдаяОперация «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия ДанелияЯ шагаю по Москве»). Нельзя не упомянуть и нашумевшие экранизации мировой классики – «оскароносную» «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Анну Каренину» Александра Зархи, «Гамлета» Григория Козинцева и «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева

«В тихом киноомуте…» (1969-1984)

 

«Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленная гусеницами советских танков, бороздивших пражские мостовые… Кремлевская кинореакция была довольно жесткой. На корню душились многие творческие замыслы. Немало незаурядных картин оказалось на цензурной полке: сильный фильм о войне «Проверки на дорогах» Алексея Германа, фантасмагорическая «Агония» Элема Климова, психологические драмы «Долгие проводы» Киры Муратовой и «Тема» Глеба Панфилова)... Иные выдающиеся фильмы иезуитски наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). Но вопреки всему сквозь тихий киноомут отшлифованного цензурой российского кино то и дело прорывались ленты мастеров класса «А». Василий Шукшин («Печки-лавочки», «Калина красная»), Глеб Панфилов Начало», «Прошу слова»), Никита Михалков («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня»), Вадим Абдрашитов («Слово для защиты», «Охота на лис»), Илья Авербах («Чужие письма», «Объяснение в любви»), Роман Балаян («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй»), Ролан Быков («Чучело»), Динара Асанова («Пацаны»), Сергей Соловьев («Спасатель», «Наследница по прямой»), Георгий Данелия («Осенний марафон»), Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»), Андрей Кончаловский («Дядя Ваня», «Сибириада»)… Это далеко не полный список заметных имен и фильмов той эпохи.

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия ДанелияАфоня», «Мимино»), Эльдара РязановаИрония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира МотыляБелое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (приз «Оскар») и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова. А какие были звезды – Владислав Дворжецкий (1937-1978), Владимир Высоцкий (1938-1980), Олег Даль (1941-1981), Анатолий Солоницын (1934-1982), Юрий Богатырев (1947-1989), Анатолий Папанов (1922-1987), Андрей Миронов (1941-1987), Евгений Леонов (1926-1994), Александр Кайдановский (1946-1995), Николай Еременко (1949-2001)!

 

В угаре киноперестройки… (1985-1991)

 

Попытка новой либерализации коммунистического режима, поначалу довольно робкая, вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. Реабилитированный по всем статьям Элем Климов стал безоговорочным лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. Его картина называлась «Иди и смотри». Пожалуй, ни до, ни после российское кино не знало такой беспощадной степени натурализма в изображении второй мировой войны…. Затем его сменил Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень»). Затем последовала отмена списка запрещенных для кино тем и жанров. «Маленькая Вера» (1988) Василия Пичула стала первой российской картиной с откровенно снятой сексуальной сценой. Но, ни эта лента, ни скандальная «Интердевочка» Петра Тодоровского уже не смогли повлиять на общую ситуацию снижения посещаемости.

Распространение видео, конкуренция со стороны ожившего телевидения, интенсивный импорт американских фильмов, и нахлынувший «девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданных своих зрителей.

 

Частный кинобизнес возвращается… (1992-…)

 

Львиная доля фильмов снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций.

Переживающая второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 90-х превратила в событие отечественной культуры. Блеснул каллиграфией «большого стиля» фильм режиссера Ивана Дыховичного и оператора Вадима Юсова «Прорва».

Московский международный кинофестиваль, состоявшийся в июле 1993 года, пожалуй, впервые за всю свою историю испытал дефицит зрителей. Массовая аудитория предпочла смотреть кино по ТВ и видео (уже дома, а не в доживавших последние деньки видеозалах).

 

Список литературы

 

1.    Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России [Текст] / С. С. Гинзбург. - М.: Аграф, 2007. - 496 с. : ил. - (Кабинет визуальной антропологии).

2.    Мастера литературы, театра и кино [Текст] / Сост. Н. Б.Сергеева. - М.: Вече, 2006. - 400 с. : ил. - (Великие россияне).

3.    Мировая художественная культура [Текст] : ХХ век. Кино, театр, музыка / Л. М. Баженова [и др.]. - СПб. : Питер, 2009. - 432 с. : ил.

4.    Митта, А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... [Текст] / А. Н. Митта. – М.: Подкова, 2000. - 480 с. : ил.

5.    Мусский, И. А. Сто великих отечественных кинофильмов [Текст] / И. А.Мусский. - М. : Вече, 2006. - 480 с. : ил. - (100 великих).

6.    Раззаков, Ф. И. Гибель советского кино [Текст] : интриги и споры. 1918-1972 / Ф. И. Раззаков. - М. : Эксмо  Т. 1. - М. : Эксмо, 2008. - 704 с. : ил.

7.    Раззаков, Ф. И. Наше любимое кино... о войне [Текст] / Ф. И. Раззаков. - М.: Алгоритм, 2005. - 480 с.: ил.