Зарождение кинематографа

 

Как известно, кино появилось в эпоху индустриальной революции. В 2011 году ему исполнилось 115 лет. И хотя датой его рождения принято считать знаменитый киносеанс братьев Люмьер, состоявшийся 28 декабря 1895 года, подлинной эрой развития кинематографа стал XX век.

Получается вроде длинная история. На самом деле не совсем так.

По сравнению с другими искусствами биография кино измеряется не тысячелетиями, а всего одним веком с небольшим. Однако самая молодая муза развивалась весьма стремительно. Она быстро достигла совершенства и самостоятельности, заняв важное и достойное место в жизни человека и общества. Иными словами, кино стало явлением общественным.

Кино в России появилось позже, чем в Европе или Америке. И первыми фильмами, которые увидели у нас зрители, были картины иностранные – французские, английские, американские…

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.

А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного.

С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Как известно, фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. В последние годы проводится много кинофестивалей: «Оскар», Московский международный кинофестиваль, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и другие.

Проблематика экранных искусств чрезвычайно актуальна для российского зрителя. Резкое падение престижа «важнейшего из искусств» в жизни людей, больше озабоченных сегодня поисками хлеба насущного, политизация общественного сознания, пристальный интерес к борьбе, проходящей в высших эшелонах власти, - вот что сегодня в центре внимания прессы. А оценка кинопроцесса, его анализ и перспективы в сложившейся социокультурной ситуации остаются где-то в стороне. Получается, что мы оставляем зрителя без всяких художественных и этических ориентиров как раз в той области, где они особенно необходимы. Мы и сами зачастую бываем недостаточно компетентны в этой сфере художественной культуры, а это обедняет наше понимание всех искусств XX и XXI вв.

 

Список литературы

1.    Первый век кино / под общ. ред. С. Хубларова; худож. Н. Пескова  - М. : Локид, 1996. - 711 с. : ил.

2.    Рыбин А. В.  Кино с самого начала [Текст] / А. В. Рыбин ; худож. Д. Бурусов. - Смоленск : ТОК, 1992. - 189 с.