История уральского кино

 

В культурной жизни Урала кино с момента своего появления занимало одно из лидирующих мест. Еще в начале XX столетия, когда строятся первые кинотеатры, оно начинает соперничать с таким искусством как театр, в конечном итоге опережая его по массовости и воздействию на публику. Кино для уральцев было «окном  в мир, новым средством познания реальности, наконец, новым аттракционом, ничуть не уступающим цирковому искусству, а в чем-то и превосходящим его».

Словом, создавая на экране иллюзию реальности, кинематограф притягивал к себе не только обывателей, но и «элитную» публику. Собственного кинопроизводства на Урале еще не было, фильмы поставлялись через французские фирмы, а также через посредничество российских предпринимателей. Особое место в истории уральской кинокультуры принадлежит Вениамину Метенкову, родоначальнику документальной и жанровой фотографии, предпринимателю и первому на Урале кинооператору. Его роль в создании уральского кино столь же неоспорима, как и значимость российских предпринимателей, таких как Александр Дранков, Иосиф Ермольев, Александр Ханжонков и др.

Своя киношкола на Урале формируется в 1920-е годы. Толчком стал ленинский декрет от 27 августа 1914 года - о национализации кинопроизводства, проката и кинотеатров. На Урале начинает создаваться киносеть, а вскоре снимаются отдельные сюжеты и документальные фильмы о жизни уральцев.

Подлинная история уральского кинематографа начинается с 1943 года, когда создается Свердловская киностудия, когда постепенно налаживается производство художественных, затем научно-популярных и документальных фильмов. В памяти многих поколений кинозрителей прославленные фильмы уральских киномастеров: «Сильва», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы», «Сильные духом», «Семен Дежнев», «Найти и обезвредить» и др. Хорошо известны имена режиссеров: Ярополка Лапшина, Олега Николаевского, Николая Гусарова, Георгия Кузнецова, Владимира Макеранца, Владимира Хотиненко и др.

С особым трепетом  на Урале всегда относились к научно-популярному кино, у истоков которого на свердловской киностудии был Александр Литвинов, Леонид Рымаренко и Вера Волянская.

Как и картины уральских документалистов, они рассказывали об истории нашего края, о развитии промышленности, о людях труда, о проблемах экологии и культуры, о традициях многонациональной диаспоры Урала, о науке и технике

В 1990-е годы уральский кинематограф, как и российский, в целом, пережил нелегкие времена: из-за экономических трудностей сократилось кинопроизводство, экран заполонили американские фильмы, и многие кинематографисты вынуждены были уходить с киностудии. Но даже в этих условиях уральское кино выжило, сохранив свою самобытность. По-прежнему анализировали окружающую действительность кинодокументалисты, творили, создавая известные на весь мир шедевры, уральские мультипликаторы. В прокат в начале XXI века вышли новые игровые фильмы.

Фильм, как известно, создается коллективом авторов и проходит иногда значительное время от написания сценария до момента, когда в застывшем зрительном зале появляются первые кадры готового фильма. В съемочной группе ведущее место, безусловно, принадлежит режиссеру, от него во многом зависит основная концепция фильма и слаженность работы съемочной группы. Но есть еще творческий коллектив, который вносит свой весомый вклад в создание кинокартины. Это кинооператор, мастерство которого, в значительной степени определяет совершенство окончательного результата, художник-постановщик, создающий предметную среду, в которой развивается действие, это актеры, от игры которых зависит успех будущего фильма.

Всех людей, которые участвуют в создании фильма, мы никогда на экране не увидим, кроме актеров.

Они воплощают на экране героев. И зрители к ним не равнодушны. Одних не любят, другим отдают свои симпатии. Некоторые своих кумиров просто боготворят и все о них знают.

Список литературы

 

1.    Кино Урала 1943-1993:Творческие портреты, рецензии, обзоры, интервью / сост. Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург : Барс, 1993. - 228 с.

2.    Кириллова, Н. Б.    Кинометаморфозы: Заметки, интервью, портреты, рецензии, статьи / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург: Банк культ. информации, 2002. - 320 с. : ил. - (Время. Портреты. Судьбы).

3.    Кириллова, Н.Б. Классик уральского кино: штрихи к портрету Ярополка Лапшина/ Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. - 224 с.: ил

4.    Кириллова, Н.Б. Феномен уральского кино / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург : [б. и.], 2003. - 240 с. : ил.