Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

                                                Возврат на главную

Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»

image002.jpgЕще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

DVOINIK_2.jpgТитулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему...»

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» - К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков - сокраментальное имя (означает "пята", "подошва") близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («...мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», - говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков - архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество "Петрович" тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский - почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин - голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин - типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин - образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями. 

Таким образом, Достоевский в своем "Двойнике" 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году. В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

http://ru.wikipedia.org

http://www.koob.ru

http://glebis.narod.ru

                                                Возврат на главную

Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»