Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»

МОЛОДЫЕ  ГОДЫ ЕКАТЕРИНЫ
"ВЕЛИКАЯ"
И
"МАЛАЯ"
ГОДЫ
ИСПЫТАНИЙ
ЗНАКОМСТВО С
ЕВРОПОЙ
ДАШКОВА И
АКАДЕМИЯ НАУК
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОСЛЕДНИЕ
ГОДЫ
ЗАВЕЩАНИЕ
ПОТОМКАМ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

ДАШКОВА И АКАДЕМИЯ НАУК

        В 1782 г. Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения 
с Екатериной вновь улучшились...

        Екатерине II очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Екатерины Романовны возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

        Императрица, указом от 24 января (4 февраля) 1783 г., назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского, который она занимала до 12 (23) ноября 1796 г. (с 12 (23) августа 1794 г., когда Дашкова была уволена в отпуск, до 12 (23) ноября 1796 г., когда она была уволена от дел вовсе, её должность исправлял Павел Петрович Бакунин).

        Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сентября (11 октября) 1783 г. Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её президентом.

        По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. 

По мысли Дашковой была открыта Российская Академия 21 октября 1788 г., имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка; в ней Екатерина Романовна была первым президентом. 

В продолжение всех лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей были отправлены для довершения образования в Геттинген. Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то время и появился целый ряд переводов, по преимуществу с классического языка.

Управление наукой попало в надежные руки:

Дашкова наладила развитие заглохших было научных направлений.

Увеличила число воспитанников «на казенном счету».

Предприняла издание географических карт разных губерний.

Содействовала быстрому изданию трудов ученых.

Положила начало созданию академической библиотеки, принеся в дар собственные книги

и книжные редкости, купленные ею во время путешествия по Европе.

Наладила работу типографии.

Появились дополнительные «бесплатные» места для обучения детей из мелкопоместного дворянства.

        Императрица не ошиблась в своём выборе. Дашкова буквально возродила Российскую Академию из пепла. Она предпочла хозяйственную, издательскую и научно-просветительскую деятельности и преуспела во всех трех. Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Романовна восстановила академическое хозяйство (начать ей пришлось буквально с заготовки дров, чтобы покончить с безобразной практикой, когда учёные мужи от холода кутались на заседаниях в тяжёлые шубы). Дашкова построила новое здание Академии, и, хотя, по свидетельствам современников, она попортила много крови архитектору Кваренги своим придирчивым характером, в памяти потомков княгиня осталась заботливой попечительницей науки и просвещения. Она восстановила деятельность типографии, с огромным трудом «выбивала» деньги на организацию научных экспедиций. Большое внимание Дашкова, следуя своим пристрастиям, уделила педагогике и образованию. При её непосредственном участии и заботе составлялись новые программы обучения для гимназии при Академии. В критериях отбора талантливых юношей Екатерина Романовна была непоколебима и, несмотря ни на какие протеже, безжалостно отчисляла оболтусов из числа учеников.

        Популярность Дашковой, как главы российской науки, тем ещё ценна, что официальным президентом Академии в то время считался граф К.Г. Разумовский. На этот высокий пост его назначила царица Елизавета Петровна, уважение к памяти которой Екатерина II всячески подчёркивала, чувствуя свою вину в смерти Петра III. Кроме того, Разумовский, командир Измайловского полка, выступил на стороне Екатерины во время переворота 1762 г., а таких услуг, как известно, правители не забывают, поэтому лишить графа высокого поста царица не решилась, зато изобрела для Дашковой должность директора Академии. 

     Но в историю всё-таки именно Дашкова вошла как президент — да ещё и двух Академий. 

  В 1783 г. царица утвердила указ об открытии Российской Академии, созданной по инициативе Екатерины Романовны как центр наук гуманитарных.

http://www.5ka.su/ref/Istoricheskaya/2_object104441.html

http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/prezentatsiya-ekaterina-dashkova-ee-rol-v-razvitii-rossiiskoi-nauki

Возврат на главную
Возврат на «СПЕЦПРОЕКТЫ»