Возврат на главную
Возврат на «Спецпроекты»

АРИЭЛЬ

Последним крупным произведением в 1941 г. Александра Беляева стала
«самая поэтическая его сказка» - роман «Ариэль»,

 

дополнявшая его лучшие ранние романы и не вписывающаяся в его коммунистические утопии 1930-х годов. Он перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир», в чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая.

Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных обоснований этого таланта со стороны автора. Способность летать появилась у персонажа после хирургического вмешательства злого гения мистера Хайда, который сумел не только упорядочить знаменитое броуновское движение, но и заставил молекулы двигаться, повинуясь воле юноши Ариэля, которому для того, чтобы полететь, надо было просто об этом подумать. 

            Образ Ариэля стал лучшим достижением писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие возможности человека. Сказочная история, о том, чего может достичь человек в своем стремлении к свободе. Юноша получает способность летать, просто летать, как мы летаем во сне, без каких-либо приспособлений, механизмов, крыльев. Летать благодаря силе духа и силе воли...

         Образ летающего человека широко распространен в фантастической литературе:  рассказ чешского писателя Карела Чапека «Человек, который умел летать» (1938); рассказ Севера Гансовского «Мечта» (1967), повесть чешского писателя Александра Ломма «Ночной Орел» (1971); повесть болгарского писателя Павла Вежинова «Барьер» (1977) и многие другие...

В конце жизни Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего «земное притяжение».

Последний роман Александра Романовича «Ариэль» - нечто вроде творческого завещания. Сказка, в которой воплощается древняя как мир мечта о полете... 

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=797

Возврат на главную
Возврат на «Спецпроекты»